Отечественный специализированный сервис в «лице» шиномонтажных мастерских в сезоны «переобувания» шин показывает рекордную производительность – работает круглосуточно. Но зачастую на таком «конвейере», скорее из-за спешки, делают «брак». О некоторых его разновидностях и поговорим. | | | Перед монтажом новых шин нужно проверить диски на предмет биения, в противном случае придется снова разбирать колесо для рихтовки диска. |
| | При большом двухстороннем дисбалансе шину желательно провернуть на диске на 180°. Это исключит необходимость установки больших грузов. | | | Чтобы сохранить покрытие литых дисков, выбирайте шиномонтаж, где оборудование имеет пластиковые насадки. |
Советы по выбору шин
Зачастую шиномонтажники начинают рекомендовать те или иные шины, руководствуясь их долговечностью – если шина долго ходит, значит, она лучше. Да, «нагрузка» на кошелек, может быть, и меньше, а вот если говорить о безопасности вашей жизни и жизни окружающих, то над такими советами стоит задуматься. Дело в том, что недорогие шины медиум-сегмента могут обладать большим ресурсом только за счет повышенной жесткости резины протектора. Но сцепные свойства с дорогой (мокрым и сухим асфальтом) шин с такой характеристикой невысокие, поэтому они имеют худшие тормозные свойства, устойчивость и управляемость, особенно на мокром асфальте. При изготовлении более дорогих шин премиум-сегмента многие производители, чтобы увеличить ходимость своей продукции, применяют высокотехнологичные резиновые смеси – они эластичны и в то же время их компоненты имеют жесткие молекулярные цепочки, благодаря которым резина стирается меньше. Полезную информацию на шиномонтаже можно получить, если вас интересуют параметры, с которыми в этих пунктах сталкиваются, – дисбаланс покрышек, их геометрия, вес, хотя далеко не все шиномонтажники уделяют этому внимание. Поэтому при желании купить достойный продукт, отвечающий вашим потребностям как по поведению на дороге, так и по цене, руководствуйтесь результатами шинных тестов. Затяжка крепежа колесБольшинство шиномонтажников при затяжке колес руководствуются правилом – чем крепче, тем лучше. Это ошибочное мнение способно привести к целому ряду неприятностей. Во-первых, можно оборвать шпильки крепления колес (у некоторых иномарок запас их прочности небольшой). Это особенно актуально, если на резьбу нанесена смазка. Меньший коэффициент трения смазанной резьбы позволяет затянуть болты/гайки сильнее, что увеличивает внутреннее напряжение в болте/шпильке. При пиковых нагрузках – боковых ударах в шину или попадании в яму – такие шпильки/гайки могут просто лопнуть. Во-вторых, правильность затяжки колес может заметно влиять на осевое биение тормозных дисков. При нарушении этого параметра происходит неравномерный износ дисков, который снижает эффективность тормозной системы, а в конечном итоге приводит к вибрациям при торможении. В-третьих, затянутые «трубой» колесные крепежи станут серьезной проблемой в случае необходимости замены колеса в дороге. Штатным колесным ключом с короткой ручкой такие гайки и болты вы не всегда открутите. Иногда не помогает даже вес водителя, подпрыгивающего на таком ключе. Оптимальный вариант затяжки крепежа колес – по диагонали с использованием динамометрического ключа, на котором устанавливается усилие затяжки. Этот параметр у разных моделей автомобилей отличается и может колебаться от 80 Нм до 210 Нм. Найти требуемый параметр затяжки резьбового соединения можно в руководстве по эксплуатации машины, в Интернете или на дилерской СТО. Крепеж колес – болты и шпильки – расcчитан под определенный момент затяжки в «сухом» состоянии. Игнорирование этих условий ведет к обрыву крепежа. Давление в шинахЕще одна ошибка – давление в покрышках, которое шиномонтажники зачастую делают средним для общей массы машин. На первый взгляд, ничего страшного в этом нет, но если копнуть глубже, то можно обнаружить серьезные побочные эффекты. Итак, шина – это многослойная конструкция, включающая в себя каркас, брекерные слои в зоне протектора, бортовые кольца и т. д. Эти слои соединяются между собой в процессе производства, формируя определенную форму покрышки. На этапе проектирования данной конструкции учитывается деформация шины под действием веса автомобиля и нагрузок при проезде неровностей. Величина деформаций – не бесконечная. Есть границы, за которыми происходит разрыв нитей корда (при кратковременных ударных нагрузках большой величины) или расcлоение конструкции (при длительной езде на перегруженном автомобиле, при малом давлении в шинах, не соответствующем его загрузке). Порой выход из строя шины сопровождается разрывом покрышки на высоких скоростях, при этом машина может потерять управляемость. При малом давлении в шинах из-за повышенных деформаций в резиновой конструкции повышается внутреннее трение. Последнее, в свою очередь, является источником перегрева шины, при котором не только ускоряется старение резины, но и может происходить расслоение каркаса или отслоение протекторного слоя. Требуемое давление в покрышках может указываться на внутренней стороне лючка бензобака, в торце водительской двери, в нижней части центральной стойки крыши кузова со стороны водителя, а также в руководстве по эксплуатации автомобиля. При этом необходимо регулировать давление в зависимости от загрузки машины. | При малом давлении вероятность повреждения шины и диска возрастает в разы. |
БалансировкаВ суете шиномонтажники иногда забывают настроить балансировочный стенд под размер дисков вашего авто. В итоге процесс балансировки оказывается неточным, а колеса с дисбалансом влияют не только на комфорт (из-за вибраций), но и на ресурс подшипников ступиц и деталей подвески. Если даже стенд настроили как следует, нужно проконтролировать, чтобы колеса отбалансировали под «ноль», а не до 5 граммов, которые, по утверждению некоторых «спецов», якобы не дают вибраций. Поэтому проверять работу шиномонтажников следует «от а до я». Расстановка колесОбращайте внимание на размещение колес. Передние нагружены больше, поэтому изнашиваются интенсивнее. На очередной сезон эти колеса нужно устанавливать на заднюю ось, так как они хуже противостоят аквапланированию и тормозят на мокром асфальте. ИтогПроблемы, которые возникают в результате ошибок на шиномонтаже и не только, – это обрыв шпилек/болтов крепления колес, разрушение шины, ускоренный износ подшипников ступиц, деталей подвески и тормозных дисков.
|